ГОЛЕНИЩЕВ Владимир Митрофанович
Дизайнер, живописец, график

Родился 1938г. в городе Харьков. Окончил факультет дизайна Харьковского художественно промышленного института (1964-70). Работал в Харьковском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Участник республиканских, областных выставок. Член
Союза дизайнеров Украины (1987). Произведения в Харьковском музее изобразительных искусств, в частных собраниях Украины, США, России, Франции, Израиля, Литвы, Польши.
Один из основателей творческого объединения "Буриме" (1990).

Творческими приоритетами художника Владимира Голенищева являются прорывы сквозь обусловленность к непосредственному образному выражению волнующих художника проблем. Начинал он с освоения традиций импрессионизма и постимпрессионизма, постепенно освобождаясь от буквального следования натуре и сосредотачиваясь на выражении достаточно отвлеченных представлений - таких как власть, борьба, творческое напряжение, судьба художника, его место в мире и т.п. Принципиальными на этом пути явились для художника портреты коллег, друзей, близких, в которых многогранность внутреннего мира человека и его неоднозначные и многомерные реакции на окружающее, представлены различными масками одного и того же лица ("Портрет жены", "Анна Михайловна", "Автопортрет", "Незнакомка").
Кумиром В.Голенищева стал Винсент Ван Гог, жизнь и творчество которого воспринимаются художником как образец преданного и самозабвенного служения искусству. Выполненный им портрет Ван Гога, демонстрирует его характерное направление творчества портретных образов . Это тройственный портрет. Здесь художник стремится воплотить в разных трактовках лица противоречия внутреннего мира Ван Гога. Он выделяет его активное созидательное творческое начало, противоречивое начало экстаза и примеряющее их разумное начало - логос. В тройственных портретах художник стремится пластически реализовать идею тезиса-антитезиса-синтеза. Автор создает свой пластический мир, не буквально воспроизводя окружающие его объекты, а строя живописные конструкции. В этом сила и слабость названных его работ. Конструктивное отношение к произведению требует волевой и интеллектуальной мощи, которыми, безусловно, обладает их автор, но оно, же невольно притупляет интуитивно-чувственное начало, отличающую органику художника от рационализма инженера. Ограниченность этого подхода В. Голенищев преодолевает в своей работе над образом В.И. Ленина - самой крупной и противоречивой личности в истории ҲҲ века. Тут, сначала художник исследует пластику лица и фигуры, выявляет и фиксирует в набросках характерные особенности мимики и жеста. В этом он добивается такой характерной выразительности, которая позволяет ему в дальнейшем творчески варьировать выявленными чертами в образных конструкциях. В работе над композицией художник совмещает различные ракурсы, сталкивает жесты одной и той же фигуры в разных эмоциональных состояниях, стремясь к возможно большей полноте характеристики человека. От набросков, автор переходит к поиску образного композиционного решения, где пластика, цвет, композиция, тема, сюжет, гармонично спаяны. Важным средством выражения всеобщности явлений, которые волнуют художника, оказывается гиперболизация.
Он стремится к чрезмерному преувеличению, отбрасывая все незначимое, второстепенное с целью усилить впечатление, превратить все существенное для создаваемого образа в символ, только ему свойственный знак. Однако в тех случаях, когда художник пытается выразить индивидуальную конкретность явления, знак оказывается элементарен. Художник переходит от анализа к синтезу, стремится воплотить многообразие своего личного отношения к натуре. Возникают лирические образы, изобразительная структура которых усложняется. Движение к такому качеству произведения наблюдается в работах "Подросток", "Девочка с яблоком", "Чайник на подоконнике". Здесь, помимо конструктивно-волевых качеств, в смысловое поле картин втягивается достаточно разнообразный спектр культурных и исторических ассоциаций, работающих на создание образа. Например, угловатая, построенная на контрастах живопись "Девочки с яблоком" намекает не портреты А. Лентулова, возрождая в памяти поэтику футуристов и бубнововалетцев, где лирическое чувство пряталось за показную грубость приема. Тематически же работа не может избежать диалога с "Девочкой с яблоком" В.Серова, за которой стоит программно заявленное "стремление к отрадному", открывшее целый пласт лирических тем в русской живописи. Мне кажется, что для художника ход от волевой, критико-интеллектуальной установки к синтетическим ассоциативным образам является перспективой, позволяющей создавать пластические обобщения сложного, динамично меняющегося мира.

А. Шило, искусствовед

Читайте так же:
Автобиография
Философия Искусства

МОЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ

ПЕРВОБЫТНЫЙ РЕАЛИЗМ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ

ART.VALIRAS.RU © 2009 | ART.VALIRAS.RU | VALIRAS.RU